Прокурор в войске Донском (первая половина ХIХ века)

Одним из первых распоряжений Павла I относительно Войска Донского явилось упразднение «Войскового гражданского правительства», а 6 ноября 1797 г. Сенат издал указ «Об утверждении прежних постановлений в Донском войске и о восстановлении Войсковой канцелярии». Войсковая канцелярия была восстановлена как совещательный и исполнительный орган, состоявший из всех старшин Войска Донского под председательством атамана. На рассмотрение в Войсковую канцелярию поступали все дела внутреннего административного и хозяйственного управления Войском Донским.

Указом Павла I от 11 июня 1800 г. «Об определении Прокурора в Войсковую Канцелярию Донского войска» в штат Войсковой канцелярии была введена должность Войскового прокурора. В соответствии с Указом Войсковой канцелярии Войска Донского «по делам воинским повелеваем быть под ведомством Военной Коллегии на прежнем основании; по Гражданским же относиться прямо в Сенат и быть под его указами, определив в нее Прокурора, на основании Прокуроров Губернских». Приняв должность, Войсковой прокурор, коллежский советник и кавалер Миклашевич отметил, что в Войсковую канцелярию поступает огромное количество дел, с которыми она при сохранении существующего порядка не в состоянии правильно разобраться. В конце августа 1800 г. прокурором совместно с Войсковым атаманом был составлен проект переустройства Войсковой канцелярии. В сентябре 1800 г. подготовленный проект был рассмотрен Сенатом, вследствие чего был издан Указ от 2(6) сентября 1800 г., по которому при Войсковой канцелярии учреждались три экспедиции: криминальных дел, гражданских и тяжебных дел, казенных дел. Указом от 8 октября 1800 г. были введены еще три экспедиции: межевых дел, полиции и сыскное начальство.

Однако мероприятия, проведенные Павлом I, имели недолгую жизнь. Уже в 1802 г. по ходатайству Войскового атамана М.И. Платова Войсковая канцелярия была вновь преобразована по образцу «Войскового гражданского правительства», хотя и не получила этого названия. Председателем Войсковой канцелярии являлся Войсковой атаман, в ней также состояли два непременных члена и 4 асессора (по выбору). Последние избирались на три года.

Указом от 6 февраля 1804 г. Канцелярия Войска Донского для удобства ведения дел подразделялась на три экспедиции: гражданскую, экономическую и воинскую. Воинская экспедиция рассматривала все воинские дела: списки служащих и отставных, командированных на службу, уголовные дела воинских чинов, дела походной (атаманской) канцелярии. Гражданская экспедиция рассматривала дела тяжебные, следственные, уголовные, крепостные, межевые и дела земской полиции. Экономическая экспедиция ведала денежным сбором по войску, вела приходы и расходы, подряды, откупы, оборочные статьи, ревизские книги и всякие денежные отчеты.

За решением дел в гражданской и экономической экспедициях наблюдал прокурор. Согласно п. 11 Указа «за точным сохранением обрядов и Закона особенно надзирает прокурор». В соответствии с утвержденным Александром I «Штатом Канцелярии войска Донского» Войсковому атаману полагалось жалованье по чину в размере 1 500 рублей (всего «ему на стол» — 6 000 рублей), непременным членам Канцелярии — по 1 800 рублей, асессорам — по 900 рублей. Прокурору было установлено жалованье в размере 750 рублей.

Все дела в Канцелярии решались большинством голосов. По части воинской она подчинялась Военной коллегии, а по гражданской — Сенату (гражданские дела — Гражданской палате, уголовные — Уголовной палате).

В дальнейшем устройство Войска Донского претерпевало различные изменения. Так, в 1822 г. штат Войсковой канцелярии пополнился: были назначены двое стряпчих — один по уголовным делам, другой по казенным. К 1833 г. Войсковая канцелярия имела следующую структуру: Воинская экспедиция (отделение 1, отделение 2); Гражданская экспедиция (уголовная часть, тяжебная часть); Исполнительная часть; Экономическая экспедиция (по казенной части); Экспедиция питейных сборов; экзекутор; Войсковой архив; Крепостная часть.

В 1823 г. императору Александру I Комитетом об устройстве Войска Донского был сделан «Всеподданейший доклад», в котором указывалось на то, что «прокуроры в губерниях, к исправлению замеченных ими непорядков, действуя собственным лицом или посредством донесений высшему начальству, имеют сверх того в помощь себе губернских уездных стряпчих. Напротив того, прокурор в Донском войске совершенно лишен был сих пособий, хотя нигде так не нужно, по занятию судебных мест природными только жителями, чтобы блюстительная власть поставлена была в соответственное ей положение».

Делопроизводство в Войске Донском велось в виде заседаний Присутствия Войскового правления. Подготовленное дело выносилось на рассмотрение Присутствия. Все решения принимались большинством голосов. Решенные дела заносились в журнал заседаний Присутствия.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют о том, что в период с 1800 г. по 1835 г. место прокурора в Войске Донском в целом не отвечало положению прокуроров губернских. Видимо, такая ситуация явилась следствием особого статуса, которым было наделено Войско Донское, а именно тех особенностей, которые были характерными при принятии решений в тот период.

Все же необходимо отметить, что Войсковой прокурор активно участвовал в жизни Донского войска. Из сохранившихся журналов решений Войсковой канцелярии усматривается, что основной формой прокурорского реагирования являлось предложение, с которым он обращался в Канцелярию, принимавшую в соответствии с ним решение. Анализ документов того периода позволяет судить о том, что прокурор обращался в Войсковую канцелярию с предложениями по различным вопросам, возникающим в разных сферах жизни общества. Прокурор не участвовал в непосредственном разрешении дел, а лишь следил за тем, как они рассматриваются и соблюдаются ли при этом законы. Особое внимание прокурора было обращено на соблюдение законных сроков рассмотрения дел сыскным начальством, стряпчими, приставами и др. В своих предложениях, направляемых для рассмотрения в Канцелярию, прокурор уличал конкретных должностных лиц в ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей и допущенной вследствие этого волоките.

С 1800 г. по 1835 г. прокурорский надзор в Войске Донском осуществлялся Войсковыми прокурорами Миклашевичем, Федоровым, Арнольдием, Васильевым, Бобриковым, Шушериным, Михайловым, Заварицким, Броневским.

Существенные изменения в устройстве Войска Донского произошли в 1835 г., и связаны они с принятием 26 мая 1835 г. Положения «Об управлении Донского войска». В нем более четко определялось место, занимаемое Войсковым прокурором в организации власти в Войске Донском, устанавливались его компетенция и полномочия.

Управление Войском Донским было разделено на военное и гражданское, объединявшиеся в лице Войскового атамана, которому присвоена высшая власть, как по гражданскому, так и по военному управлению.

Войсковой прокурор входил в состав Войскового гражданского управления. Кроме того, он являлся также членом Войсковой комиссии продовольствия. При прокуроре состояли два войсковых стряпчих, один уголовных, другой гражданских дел. Указывалось, что «по замечаниям их, доводимых до сведения Войскового Правления, о медленности или упущениях присутственных мест и должностных лиц, и о нарушении порядка в производстве дел, приемлются Войсковым Правлением неукоснительные меры исправления, побуждения и взыскания, по установленному порядку».

Положение 1835 г. устанавливало, что «в каждом гражданском округе Войска Донского полагается Окружной Стряпчий... Окружные Стряпчие состоят в непосредственной зависимости Войскового Прокурора. Они надзирают в окружных присутственных местах за успешным и правильным движением дел и охраняют законный порядок». Указывалось, что «Войсковой Прокурор и Войсковые Стряпчие определяются Правительствующим Сенатом, по предложениям Министра Юстиции». В обязанность Войскового прокурора и войсковых стряпчих вменялось «быть ходатаями по делам Приказа Общественного Призрения, особенно где требуется настояние о возврате капиталов, оному принадлежащих, или о помощи и защите страждущему человечеству». Решения по всем делам принимались Общим присутствием Войскового правления, подписывались Войсковым наказным атаманом, Старшим членом и всеми присутствовавшими асессорами. Подписанные решения оформлялись в виде журнала Общего присутствия.

Таким образом, с принятием Положения 1835 г. роль прокурора качественно изменялась и усиливалась, прокурорский надзор становился непременным условием правильного и своевременного разрешения возникавших дел.

Автор статьи: А.А. Богачев
Опубликовано в книге «Прокуратура Ростовской области на рубеже веков» (Ростов-на-Дону, 2000, с. 17- 22)