Результаты рассмотрения поступивших обращений за 2012 год

Работа с обращениями является одним из важнейших направлений в дея­тельности органов прокуратуры, поскольку поступающая от населения информа­ция о нарушениях закона отражает наиболее острые социальные проблемы, по­зволяет правильно определять приоритетные направления прокурорского надзора и должна быть использована в целях качественного планирования прокурорской деятельности.

Сохраняется тенденция ежегодного роста количества поступающих в про­куратуру области письменных обращений. Так, в 2012 году в органы прокуратуры области поступило 108662 письменных обращений, что на 4072, или 3,9 % больше по сравнению с  2011 годом (104590).

Из поступивших в органы прокуратуры области направлено на разрешение в другие ведомства 19802 обращения, что на 1061 обращение, или 5,7 % больше, чем в  2011 году  (18741).

Разрешено непосредственно в органах прокуратуры области в 2012 году  66890 обращений, что на 3074, или 4,8 % больше по сравнению с 2011 годом (63816).

В отчетном периоде  увеличилось число и удельный вес удовлетворенных обращений. Удовлетворенными признано 14213 обращений, или 21,2 %. Показатели за аналогичный период прошлого года составили – 11099 и 17,4 % соответственно.

Данный показатель свидетельствует о тщательном изучении доводов заяви­телей и незамедлительном принятии мер, направленных на пресечение и устра­нение нарушений законодательства.

По итогам разрешения жалоб и заявлений прокурорами городов и районов, структурными подразделениями аппарата прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 2634 представления (в 2011 году - 2639), принесено 238 протестов (2011 год - 301), направлено 11107 исков (заявлений) в суд (в 2011 году - 4851), 136 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения действующего законодательства (в 2011 году - 137).

Прокуратурой области постоянно ведется работа по выявлению фактов во­локиты при рассмотрении жалоб, неполноты проверок, принимаются меры дис­циплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений.

По характеру разрешенных обращений, как и прежде, наибольшее количество (34904 или 47,8 %) касалось вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Число обращений указанной категории увеличилось на 3603, или 11,5 % (в 2011 году –31302). Показатель обоснованных жалоб данной категории увеличился  на 7,8 % (2012 год – 31,8 %, 2011 год – 24 %). Таким образом, практически каждое четвертое обращение было удовлетворено.

Разрешенные обращения по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов по характеру распределяются следующим образом.

По вопросам соблюдения трудового законодательства  8648, из них удовлетворено - 6232, или 72,1 % (2011 год - 6392, удовлетворено - 3932, или      61,5 %), на нарушения законодательства о занятости населения – 60, из них удовлетворено – 9, или 15 % (2011 год – 70, удовлетворено – 13, или 18,6 %), по вопросам  соблюдения жилищного законодательства 4841, из них удовлетворено - 1183, или 24,4 % (2011 год - 4441, удовлетворено - 847, или 19,1 %), по пенсионным вопросам – 526, из них удовлетворено – 72, или 13,7 % (2011 год – 555, удовлетворено – 73, или 13,2 %), по вопросам земельного законодательства - 1038, из них удовлетворено - 152, или 14,6 % (2011 год – 933, удовлетворено - 178, или 19,1 %),  по вопросам приватизации – 52, из них удовлетворено - 8, или 15,4 %, (2011 год – 33, удовлетворено - 2, или 6 %), по вопросам охраны природы – 332, из них удовлетворено - 136, или 41 % (2011 год – 285, из них удовлетворено - 102, или 35,8 %), на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления – 135, из них удовлетворено - 27, или 20 % (в 2011 году – 121, удовлетворено - 24, или 19,8 %), на действия органов, применяющих меры административного принуждения – 466, из них удовлетворено – 80, или 17,2 % (2011 год – 540, удовлетворено – 99, или 18,3 %), на нарушения прав акционеров, вкладчиков – 52, из них удовлетворено – 4, или 7,7 % (2011 год – 52, удовлетворено – 8, или       15,4 %), на нарушения таможенного законодательства – 2, удовлетворено – 0 (2011 год – 0), по вопросам федеральной безопасности межнациональных отношений – 53, из них удовлетворено – 3, или 5,7 % (2011 год – 133, удовлетворено – 9, или 6,8 %), по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних – 1148, из них удовлетворено – 452, или 39,4 % (2011 год – 898, удовлетворено – 250, или 27,8 %), о соблюдении законов об исполнительном производстве – 1695, из них удовлетворено – 250, или 14,7 % (2011 год – 1990, удовлетворено – 221, или 11,1 %), на нарушения законов о наркотических средствах – 3, удовлетворено – 0 (2011 год – 9, удовлетворено – 2, или 22,2 %), на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции – 106, из них удовлетворено – 5, или 4,7 % (2011 год – 111, удовлетворено – 17, или 15,3 %), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 109, из них удовлетворено – 29, или 26,6 % (2011 год – 63, удовлетворено – 20, или 31,7 %), на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов – 41, из них удовлетворено – 11, или 26,8 % (2011 год – 53, удовлетворено – 54,6).

В качестве положительного примера следует отметить снижение количества разрешенных в органах прокуратуры области обращений на нарушения законодательства о занятости населения на 10, или 14,3 %, по пенсионным вопросам – на 29, или 5,2 %, на действия органов, применяющих меры административного принуждения - на 74, или 17,7 %, по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений - на 80, или 60 %, о соблюдении законов об исполнительном производстве – на 295, или 14,8 %.

Уменьшение количества указанных обращений свидетельствует об активизации работы по выявлению и предотвращению нарушений законных прав и интересов граждан в данных сферах правоотношений. Работа органов прокуратуры области по выявлению и пресечению нарушений прав и законных интересов граждан носит упреждающий характер.

В 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается увеличение  числа разрешенных обращений на нарушения трудовых прав граждан на 2256, или 35,3 %.

Данная ситуации обусловлена, в том числе, и сложившейся в стране экономической ситуацией, которая от­рицательно повлияла на работу многих предприятий области.

Несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры проблема нарушений трудовых прав жителей области и, в первую очередь, прав на оплату труда не решена, поскольку число таких обращений, по-прежнему, высоко. По вопросам соблюдения трудового законодательства посту­пило 8648 обращений, из них удовлетворено 6232, или 72,1 % (2011 год - 6392, удовлетворено - 3932, или 61,5 %).

Кроме того, в 2012 году в органах прокуратуры области разрешено 11395 обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении, из них удовлетворено – 2047, или 18 % (в 2011 году – 11483, из них удовлетворено – 2384, или 20,8 %).

Из указанного количества  – 8699 на действия (бездействие) и решения доз­навателя, органа дознания, из них удовлетворено - 1734, или 19,9 % (2011 год – 8612, удовлетворено - 2051, или 23,8 %); 2696 – на действия (бездействие) и ре­шения следователя, из них удовлетворено - 313, или 11,6 % (2011 год – 2871, удовле­творено - 333, или 11,6 %).

Кроме этого, в 2012 году наблюдается увеличение общего числа разрешенных жалоб по вопросам надзора за следствием и дознанием на 718, или   5,6 % (в 2012 году – 13480, из них удовлетворено – 911, в 2011 году – 12762, удовлетворено - 975).

В отчетный период на 703, или 14,2 % уменьшилось количество разрешенных обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам (2012 год - 4234, 2011 год – 4937).

Из разрешенных по существу обращений признано обоснованными и удовлетворено 1,9 % (81 жалоба),  за 2011 год было удовлетворено 1,9 % (95 жалоб). Уменьшение количества  разрешенных и удовлетворенных обращений указанной категории  свидетельствует о повышении качества работы гособвинителей.

Снизилось  количество обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам на 34, или 2,3 % (в 2012 году - 1417, в 2011 году – 1451). В большинстве случаев это обусловлено тем, что заявители обжалуют решения по делам, в которых, в соответствии с ГПК РФ, прокурор не принимает участия. В связи с чем заявителям разъяснялся порядок обжалования постановлений суда самостоятельно.

Обоснованными признано 5 жалоб, или 0,4 %, в 2011 году - 6, или 0,4 %.

В истекшем периоде уменьшилось количество обращений по вопросам законности и обоснованности постановлений по арбитражным делам.

Так, в 2012 году рассмотрено 27 обращений указанной категории, что на 74, или 73 % % меньше, чем в 2011 году (в 2011 году – 101). Из разрешенных заявлений удовлетворено - 1, (в 2011 году – 0).

По сравнению с 2011 годом количество обращений граждан по вопросам реабилитации осталось на прежнем уровне – 98 (2011 год – 98), при этом удельный вес удовлетворенных  обращений уменьшился на     23,7 % (в 2012 году  удовлетворено – 16, или 16,3 %, в  2011 году – 39, или     40 %).

В анализируемом периоде значительно снизилось количество обращений по вопросам надзора за соблюдением законно­сти при исполнении уголовных наказаний с 1424 до 1144, то есть на 280, или 19,7 %. Из них признаны обоснованными – 19 обращений, или 1,7 %, в  2011 году  – 96, или 6,7 %.

Также отмечается снижение количества обращений на условия содержания в ИВС - на 20, или 17,9 %  (в 2012 году - 101, в 2011 году - 123). При этом  увеличился удельный вес удовлетво­ренных обращений на 13,8 % (в 2012 году –  18, или 17,8 %, в 2011 году - 5, или 4 %), что связано с усилением прокурорского надзора в указанной сфере, более полным и неформальным разрешением обращений.

Приём посетителей осуществлялся в соответствии с организационно-распорядительными документами прокурора области в рабочие, праздничные и выходные дни.

При осуществлении приема сотрудниками прокуратуры гражданам разъясняется действующее законодательство, даются консультации по интересующим  вопросам.

Всего в 2012 году было принято 23795 граждан (2011 год - 29489), в том числе на личном приеме прокуроров и из заместителей принято 7851 человека (2011 год - 9117), в том числе, лично прокурором об­ласти и его заместителями –173 гражданина (2011 год - 166). 

Начальник отдела по рассмотрению
обращений и  приему граждан
прокуратуры Ростовской области
советник юстиции                                                                                                                                                                           Т.П. Телеганова