Результаты рассмотрения поступивших обращений за 1-е полугодие 2011 года

Работа с обращениями является одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры, поскольку поступающая от населения информация о нарушениях закона отражает наиболее острые социальные проблемы, позволяет правильно определять приоритетные направления прокурорского надзора и должна быть использована в целях качественного планирования прокурорской деятельности.

В первом полугодии 2011 года сохраняется тенденция ежегодного роста количества поступающих в органы прокуратуры области письменных обращений. Так, в первом полугодии 2011 года в органы прокуратуры области поступило 51787 письменных обращений, что на 683, или 1,3 %, больше по сравнению с 1 полугодием 2010 года (51104).

Рассмотрено в органах прокуратуры в первом полугодии 2011 года 40777 обращений, что на 1349, или 3,4 %, больше, чем в первом полугодии 2010 года (39428).

Разрешено непосредственно в органах прокуратуры области 32007 обращений, или 78,5 % от общего количества рассмотренных обращений, что на 4,5 % меньше по сравнению с первым полугодием 2010 года (32733 или 83%).

Из поступивших в прокуратуру области направлено на разрешение в другие ведомства 8504 обращения, что на 2049, или на 31,7 % больше, чем в первом полугодии 2010 года (6455).

Таким образом, в первом полугодии 2011 года в другие ведомства направлено 20,8 % от общего количества рассмотренных обращений (АППГ – 16,6 %).

Основная масса обращений направлялась в городские и районные суды по вопросам несвоевременного рассмотрения дел федеральными и мировыми судьями, неполучения копий судебных постановлений, в ГУВД по Ростовской области для проведения проверок, а также в контролирующие органы по вопросам, относящимся к их компетенции (Государственную жилищную инспекцию Ростовской области, Инспекцию страхового надзора в ЮФО, Государственную инспекцию труда в Ростовской области и др.). Оставлено без разрешения и уведомления – 266 (АППГ-240).

В отчетном периоде количество удовлетворенных (признан¬ных обоснованными) обращений осталось на уровне прошлого года. Удовлетворенными признано 6218 обращений или 19,4 % от числа разрешенных. Показатели за аналогичный период прошлого года составили – 6370 и 19,5 % соответственно.

Данный показатель свидетельствует о тщательном изучении доводов заявителей и незамедлительном принятии мер, направленных на пресечение и устранение нарушений законодательства.

По итогам разрешения жалоб и заявлений прокурорами городов и районов, структурными подразделениями аппарата прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 1405 представлений (АППГ - 1707), принесено 163 протеста (АППГ - 166), направлено 2877 исков (заявлений) в суд (АППГ - 3078), 59 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения действующего законодательства (АППГ - 198).

В первом полугодии 2011 года продолжается наметившаяся ранее тенденция роста числа обращений депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, их разрешено 349, и сокращение числа обращений депутатов Законодательного Собрания и муниципальных органов области – 246 (в первом полугодии 2010 года этот показатель составлял соответственно 335 и 261 обращение).

Как правило, депутатские запросы были обусловлены поступившими к ним обращениями граждан. Удовлетворено 66 обращений депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или 19 % (в первом полугодии 2010 года – 82, или 24,5 %) и 74 обращения депутатов Законодательного Собрания Ростовской области и представительных органов местного самоуправления или 30 % (в первом полугодии 2010 года – 79, или 30 %).

Прокуратурой области постоянно ведется работа по выявлению фактов волокиты при рассмотрении жалоб, неполноты проверок, принимаются меры дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений.

В срок свыше установленного законом органами прокуратуры области раз¬решено 212 обращений, или 0,7 % от общего числа разрешенных (АППГ – 271, или 0,8 %).

Таким образом, удельный вес таких обращений в первом полугодии 2011 года снижен на 0,1 %.

По характеру разрешенных обращений, как и прежде, наибольшее количество (15915) касалось вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Число обращений указанной категории снизилось на 2103, или 11,7 % (АППГ – 18018). Показатель обоснованных жалоб данной категории уменьшился на 0,2 % (первое полугодие 2011 года – 26,5 %, первое полугодие 2010 года – 26,7 %). Таким образом, практически каждое четвертое обращение было удовлетворено.

В первом полугодии 2011 года по сравнению с первым полугодием 2010 года наблюдается снижение числа разрешенных обращений на нарушения трудовых прав граждан на 19,2 %.

Однако проблема нарушений трудовых прав жителей области и, в первую очередь, прав на оплату труда не решена, поскольку число таких обращений по-прежнему высоко. По вопросам соблюдения трудового законодательства поступило 3768 обращений, из них удовлетворено - 2372, или 62,9 % (АППГ-4666, удовлетворено 2796, или 59,9 %).

По характеру разрешенные обращения по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов распределяются следующим образом:

По вопросам соблюдения жилищного законодательства – 2371, из них удовлетворено - 477, или 20,1 % (АППГ-2659, удовлетворено 611, или 23 %), по пенсионным вопросам – 265, из них удовлетворено 40, или 15 % (АППГ – 315, из них удовлетворено 30, или 1 %), по вопросам земельного законодательства – 486, из них удовлетворено - 111, или 23 % (АППГ-445, из них удовлетворено 71, или 16%), по вопросам приватизации – 15, из них удовлетворено – 2, или 13 % (АППГ – 34, из них удовлетворено – 2, или 6 %), по вопросам охраны природы – 152, из них удовлетворено – 54, или 35,5 % (АППГ – 115, из них удовлетворено – 37, или 32 %), на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления – 58, из них удовлетворено - 13, или 22,4% (АППГ – 91, из них удовлетворено – 19, или 21%), на действия органов, применяющих меры административного принуждения – 305, из них удовлетворено – 63, или 20,6 % (АППГ – 1017, из них удовлетворено – 87, или 8,5 %), на нарушения прав акционеров, вкладчиков – 34, из них удовлетворено -7, или 20,6 % (АППГ – 83, из них удовлетворено – 6, или 7,2%), по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений – 64, из них удовлетворено – 3, или 4,7 %, (АППГ – 41, из них удовлетворено – 3, или 7,3 %), по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних – 424, из них удовлетворено – 109, или 25,7 % (АППГ – 448, из них удовлетворено – 117, или 26 %), о соблюдении законов об исполнительном производстве – 949, из них удовлетворено – 112, или 12 % (АППГ – 920, из них удовлетворено – 94, или 10,2 %), на нарушения законов о наркотических средствах – 6, из них удовлетворено – 1, или 16 %), на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции – 68, из них удовлетворено – 10, или 14,7 % (АППГ – 28, из них удовлетворено – 8, или 28,5 %), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 39, из них удовлетворено – 15, или 38,4 % (АППГ – 75, из них удовлетворено – 15, или 20 %), на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов – 54, из них удовлетворено – 36, или 67 % (АППГ – 39, из них удовлетворено – 23, или 59%).

В качестве положительного примера следует отметить снижение количества разрешенных в органах прокуратуры области обращений на действия органов, применяющих меры административного принуждения (70 %), нарушения прав акционеров, вкладчиков (59%), по вопросам приватизации (55,8 %), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (48%), на правовые акты органов местного самоуправления (36,2%), нарушения жилищного законодательства (10,8 %).

Уменьшение количества указанных обращений свидетельствует об активизации работы по выявлению и предотвращению нарушений законных прав и интересов граждан в данных сферах правоотношений. Работа органов прокуратуры области по выявлению и пресечению нарушений прав и законных интересов граждан носит упреждающий характер.

В первом полугодии 2011 года органах прокуратуры области разрешено 5839 обращений на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении, из них удовлетворено 1308, или 22,4 % (в первом полугодии 2010 года – 5062, из них удовлетворено 977, или 19,3%).

Из указанного количества – 4307 на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, из них удовлетворено - 1151, или 26,7 % (АППГ – 3607, удовлетворено - 826, или 22,9 %); 1532 – на действия (бездействие) и ре¬шения следователя, из них удовлетворено 157, или 10,2 % (АППГ – 1455, удовле¬творено - 151, или 10,4 %).

Кроме этого, в 2010 году также наблюдается увеличение общего числа разрешенных жалоб по вопросам надзора за следствием и дознанием на 4,8 % в первом полугодии 2011 года – 6027, в первом полугодии 2010 года – 5751).

Вместе с тем, в первом полугодии 2011 года более чем в 4 раза снизилось количество обращений по вопросам следствия и дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних. В первом полугодии 2011 года разрешено 9 обращений (удовлетворено – 0), в первом полугодии 2010 года - 42 обращения (удовлетворено – 2).

За анализируемый период на 15,6 % уменьшилось количество обращений на решения и действия следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (ранее Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) с 1079 в первом полугодии 2010 года до 911 в первом полугодии 2011 года. При этом почти в 2 раза увеличился удельный вес удовлетворенных обращений указанной категории (в первом полугодии 2011 года – 65, или 7,1 % , в первом полугодии 2010 года – 33 или 3 %).

В отчетный период на 157, или 5,9 %, уменьшилось количество разрешенных обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам (первое полугодие 2011 года - 2464, первое полугодие 2010 года – 2621).

Из разрешенных по существу обращений, признано обоснованными и удовлетворено 1,9 % (47 жалоб), тогда как за первое полугодие 2010 года было удовлетворено 1,6 % (44 жалобы). Таким образом, при тенденции к уменьшению количества разрешенных жалоб удельный вес обоснованных жалоб данной категории увеличился на 0,3 %.

Возросло количество обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам на 117 или 17,6 % (в 1 полугодии 2011 года – 781, в первом полугодии 2010 года – 664).

Обоснованными признана 1 жалоба, или 0,1 %, в первом полугодии 2010 года – 5, или 0,7%.

В истекшем периоде значительно, на 136,8 %, возросло количество обращений по вопросам законности и обоснованности постановлений по арбитражным делам.

Так, в первом полугодии 2011 года рассмотрено 45 обращений указанной категории, из них удовлетворено – 0 (АППГ – 19, из них удовлетворено - 1).

По сравнению с первым полугодие 2010 года количество разрешенных обращений граждан по вопросам реабилитации снизилось на 25 %, и составило в ана¬лизируемом периоде 60 (АППГ-80), удельный вес удовлетворенных также увеличился на 8,2 % (в 1 полугодии 2011 года удовлетворено - 25, в 1 полугодии 2010 года - 27).

В анализируемом периоде сохраняется наметившаяся ранее тенденция роста количества обращений по вопросам надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний.

Количество таких обращений возросло с 418 до 751, то есть на 79,6 %. Из них признаны обоснованными – 88 обращений, или 11,7 %, в первом полугодии 2010 года – 25 обращений, или 6 %.

Отмечается увеличение количества обращений на условия содержания в ИВС на 10,2 % (1 полугодие 2011 года - 65, 1 полугодие 2010 года - 59), при этом удельный вес удовлетворенных обращений уменьшился на 16 % (1 полугодие 2011 года – 65, удовлетворено - 4, или 6 %, 1 полугодие 2010 года - 13, или 22 %).

Приём посетителей осуществлялся в соответствии с организационно-распорядительными документами прокурора области в рабочие, праздничные и выходные дни. Всего в первом полугодии 2011 года был принят 14171 гражданин (АППГ - 10635) , в том числе на личном приеме прокуроров и из заместителей органов прокуратуры области принято 4623 человека (АППГ - 4975), в том числе, лично прокурором области и его заместителями – 86 граждан (АППГ - 127).

Начальник отдела по рассмотрению
обращений и приему граждан
младший советник юстиции
Т.П. Телеганова