Административный надзор за бывшими осужденными. Практика рассмотрения судами дел об установлении данного надзора

В  апреле 2011 года был принят закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в соответствии с которым  органы внутренних дел осуществляют наблюдение за соблюдением бывшими осужденными временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным законом.

        Основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

        Установление административного надзора, а также его продление и досрочное прекращение возможно только в судебном порядке. Инициаторами судебного процесса в указанных случаях могут быть исправительные учреждения, органы внутренних дел, поднадзорные лица либо их представители при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 9 вышеназванного закона.

       Дела об установлении административного надзора рассматриваются с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также заявителей (представителей исправучреждения  или ОВД) и прокурора.

       В Ростовской области в 2012-2013 годах рассмотрено 990 дел данной категории. В удовлетворении 14 заявлений отказано, остальные заявления судами удовлетворены.

       Более 50 % дел были инициированы начальниками колоний. Из  всей совокупности рассмотренных дел - 41 % составляют дела в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (29 %) либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (12 %). Чуть больше (58 %) – в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также в связи с наличием предусмотренных законом оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 и 3 закона № 64-ФЗ). Лишь     1 % составили дела по заявлениям о продлении сроков административного надзора.

       При рассмотрении судами дел возникают проблемы в толковании и применении норм материального и процессуального права, поскольку институт административного надзора является комплексным институтом права (административного, уголовного, уголовно-исполнительного и гражданского процессуального).

      Поскольку административный надзор относится к правовым последствиям судимости, закон № 64-ФЗ по общему правилу предусматривает установление срока административного надзора в пределах срока определенного законодательством России для погашения судимости (ст.86 УК РФ).

      Для целей установления административного надзора преступность и наказуемость определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения деяния, и уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления этого закона в силу (ст.9, 10 УК РФ).

      Поскольку ст. 86 УК РФ в июле 2013 года была изменена в неблагоприятную сторону в отношении срока погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, суд не может исчислять сроки ее погашения по-новому и, соответственно, увеличивать срок административного надзора.

      Между тем судами первой инстанции допускались факты исчисления срока с нарушением указанного положения закона, в связи с чем судом апелляционной инстанции такие решения судов первой инстанции отменены по апелляционным жалобам и представлениям прокуроров.

       Следует отметить, что административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений ранее судимыми лицами путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания. Такая мера установлена государством для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушений и обеспечения в стране законности.