Пробелы федерального законодательства о погребении и похоронном деле

Прокуратурой области проанализировано законодательство о погребении и похоронном деле в части транспортировки неопознанных трупов людей к месту проведения судебно-медицинской экспертизы. Проведение данного анализа обусловлено поступающими обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с просьбой разъяснения установленного законом порядка осуществления такой транспортировки и участия в ней коммерческих структур в связи с неоднозначной правоприменительной практикой в данной сфере.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

В силу статей 12, 25 и 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) при отсутствии родственников либо законного представителя умершего погребение осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Создают такие службы и определяют порядок их деятельности органы местного самоуправления.

Однако часть 3 статьи 12 Федерального закона № 8-ФЗ к числу гарантированных услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, относит только перевозку умершего на кладбище. В федеральных законах № 8-ФЗ, № 131-ФЗ и Гражданском кодексе Российской Федерации не приводится определение «специализированная служба по вопросам похоронного дела», не установлена ее организационно-правовая форма и в целом не прописано понятие «служба».

Федеральным законодательством органам местного самоуправления предоставлено право быть учредителями муниципальных предприятий, муниципальных автономных и бюджетных учреждений, участвовать в создании открытых акционерных обществ, межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Представляется правомерным наделение статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела организации, созданной в любой организационно-правовой форме.

Нормативные правовые акты в сфере похоронного дела неоднозначно трактуются органами власти различных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Одни создают специализированные службы в форме муниципальных организаций, другие наделяют этим статусом немуниципальные организации на основе проводимых конкурсов.

Наряду с этим пунктом 12 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н, предусмотрена доставка трупов в подразделение судебно-медицинской экспертизы органом или лицом, назначившим экспертизу. В санитарно-эпидемиологическом законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие требования к перевозке умерших к месту проведения судебно-медицинской экспертизы.

Судебная практика на этом направлении также неоднозначна. Так, Федеральным арбитражным судом Уральского округа в постановлении от 14.07.2009 № Ф09-4848/09-С1 указано, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. В то же время иная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 2027/07, согласно которому функции специализированной организации может осуществлять любая коммерческая организация, занятая в данной сфере.

В связи с коллизиями и пробелами законодательства в области погребения и похоронного дела, отсутствием единообразного подхода к вопросу транспортировки трупов к месту проведения судебно-медицинской экспертизы прокуратурой области направлена информация главе администрации (губернатору) Ростовской области, а также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о необходимости инициирования внесения изменений в федеральные законы «О погребении и похоронном деле» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения к вопросам местного значения перевозки тел (останков) умерших (погибших) людей от места их обнаружения до учреждений судебно-медицинской экспертизы.