В процедурах оформления усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью будут шире использоваться информационные технологии

Усыновление, равно как и такие формы устройства детей, как установление опеки и попечительства, временная передача детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, являются приоритетными направлениями восстановления нормальной семейной жизни у тех детей, которые не имеют родителей вообще либо их родители не в состоянии воспитывать их должным образом по тем или иным причинам.

Целью осуществления названных способов устройства детей являются обеспечение детям полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития, а также предоставление возможности лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве.

Семейным кодексом РФ и актами Правительства РФ установлен определенный порядок для каждого способа устройства детей в семью.

Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 474 внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Так, теперь в процедурах, связанных с оформлением усыновления, установления опеки и попечительства, временной передачи детей на воспитание в семью, будут шире использоваться информационные технологии.

Установлено, что соответствующие заявления в орган опеки и попечительства граждане смогут подавать не только лично, но и с использованием федерального или регионального портала государственных и муниципальных услуг либо через официальный сайт органа опеки и попечительства. Заявления могут подаваться также через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

Документы, подтверждающие наличие у заявителей необходимых доходов, подготовки, жилищных условий, отсутствие судимости и т.д., запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного электронного взаимодействия, процедура которого подробно регламентирована (некоторые документы граждане в последующем должны самостоятельно представлять в оригинале).

Кроме этого, уточнены факты уголовного преследования, наличие которых является основанием для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью. Установлено, что усыновителями или воспитателями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Ранее в актах Правительства РФ, также как и в Семейном кодексе РФ, упоминалась только "судимость за умышленные преступления против жизни или здоровья граждан".

Представляется, что уточнение оснований для отказа гражданину в усыновлении (удочерении) ребенка либо временной передачи его на воспитание в семью позволит избежать заблуждения у претендентов на роль родителей, а внедрение указанных информационных технологий ускорит и облегчит процесс установления новой правовой связи между лицами, имеющими намерение подарить счастливое детство ребенку, лишенному родительской любви, и детьми, которые не имеют родителей либо их родители не обеспечивают их надлежащее воспитание.