Частные охранники (статья помощника прокурора г. Новочеркасска Мовсаевой Т.С.)

12.03.2005

    В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос постановки на учет в органах Министерства по налогам и сборам РФ такой категории индивидуальных предпринимателей, как частные охранники. 
    В связи со спорными ситуациями, возникающими при привлечении должностными лицами налоговых органов указанных лиц к налоговой ответственности, прокуратурой г. Новочеркасска проводились проверки по обращениям граждан по данному вопросу. 
    Сотрудниками прокуратуры города была тщательно изучена и проанализирована нормативная база, регулирующая постановку на учет индивидуальных предпринимателей, в том числе частных охранников. Возникла необходимость дать пояснения гражданам – индивидуальным предпринимателям данной категории о том, является ли их прямой обязанностью постановка на учет в органах Министерства по налогам и сборам при получении ими лицензии на осуществление охранной деятельности. 
    В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к категории индивидуальных предпринимателей отнесены частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. 
    Пунктом 6 ст. 83 НК РФ предусмотрено, что заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность. 
    Согласно п. 2 ст. 85 НК РФ органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы указанные документы. 
    Из положений ст. 116 НК РФ вытекает, что нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа. Следствием применения данных норм законодательства на практике является предъявление должностными лицами налоговых органов по отношению к некоторым гражданам штрафных санкций. Однако такие действия нельзя признать законными по следующим основаниям. 
    В п. 2 ст. 11 НК РФ частные нотариусы, частные детективы, частные охранники действительно отнесены к категории индивидуальных предпринимателей, однако это касается лишь законодательного определения институтов, понятий и терминов, используемых для целей налогообложения, и не дает оснований для вывода о том, что лица, имеющие лицензию, занимаются частной практикой. 
    Анализ положений ст. 11 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей НК РФ, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные охранники включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 
    Таким образом, правовой статус частных охранников не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 
    Положение о постановке на учет вышеназванной категории индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщика в течение 10 дней с момента выдачи им лицензии должно оцениваться во взаимосвязи с положениями п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 83, ст. ст. 85, 116 и других НК РФ, а также с учетом положений Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». 
    В соответствии со ст. 11 Закона охранная деятельность разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для этой цели. Персонал этих предприятий (охранники), оказывающий услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязан получить для этой деятельности лицензию в органах внутренних дел в порядке, установленном для частных детективов. 
    Это означает, что выдача такой лицензии не преследует фискальных целей. Частные охранники, таким образом, не являются лицами, занимающимися частной практикой, и по смыслу п. 1 ст. 227 НК РФ не относятся к налогоплательщикам, осуществляющим индивидуальную трудовую или хозяйственную деятельность и самостоятельно исчисляющим и уплачивающим налог на доходы физических лиц. Не возникает у них и обязанности по представлению налоговой декларации. 
    В соответствии со ст. ст. 226 и 230 НК РФ охранные предприятия, в составе которых работают частные охранники, в качестве налоговых агентов выполняют обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет сумм соответствующих налогов, ведут учет доходов физических лиц и предоставляют указанные законом сведения в налоговые органы. 
    Следовательно, возложение на частных охранников обязанности встать на учет в налоговом органе признается правомерным лишь в том случае, если они осуществляют частную охранную деятельность самостоятельно, на свой риск, без образования юридического лица. 
    Кроме того, по вопросу возложения на частных охранников обязанности встать на учет в налоговом органе имеется вступившее в законную силу Постановление Президиума Верховного суда Республики Коми от 28.08.2002 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, № 5, с. 9), подтверждающее, что обязанность постановки на учет в налоговом органе может быть возложена на частных охранников лишь в том случае, если они самостоятельно осуществляют частную охранную деятельность. 
    Таким образом, при привлечении должностными лицами Министерства по налогам и сборам РФ частных охранников к налоговой ответственности должно учитываться такое обстоятельство, как осуществление охранной деятельности указанными лицами самостоятельно. 

Помощник прокурора г. Новочеркасска
юрист 3 класса                                                                                     Т.С. Мовсаева