О состоянии преступности среди несовершеннолетних и законности в сфере защиты прав и интересов детей в области в 1-м полугодии 2005 года

02.08.2005
    В Ростовской области в 1-м полугодии 2005 года отмечается рост отдельных показателей преступности несовершеннолетних. В сравнении с аналогичным периодом 2004 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось с 1486 до 1727 или на 16,2%. Удельный вес преступности несовершеннолетних составил 6,7% (аналогичный период 2004 года 6,3%). В то же время, на 12,3% снизился уровень групповой преступности – зарегистрировано 864 групповых преступления (в аналогичный период 2004 года – 984). Удельный вес групповой преступности несовершеннолетних снизился с 66,2% до 50,1%. В группах совместно со взрослыми в 1 полугодии 2005 г. подростки совершили 501 преступление. 
    Подростками, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, совершено 496 общественно опасных деяний. Этот показатель снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 19,3%. Однако в суды направлено только 52 материала о помещении таких подростков в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, причем только 27 из них судами были удовлетворено. 
    В структуре преступности несовершеннолетних прослеживается тенденция к увеличению количества тяжких преступлений. Так, на треть увеличилось число убийств (16 в сравнении с 12 – совершенными в аналогичный период 2004 года), с 9 до 11 фактов возросло число изнасилований, с 48 до 69 (+43,7%) – разбоев. На прежнем уровне осталось количество преступлений о причинении тяжкого вреда здоровью. Отмечается увеличение числа совершённых подростками грабежей - на 88 или 54,6%, краж – на 131 или на 14,3%. В то же время, уменьшилось количество хулиганств – с 30 до 9, фактов завладения чужим транспортным средством – с 74 до 39, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков – с 37 до 20. 
    В совершении преступлений в 2005 году приняли участие 1755 несовершеннолетних, что на 8,6% меньше, чем в аналогичный период 2004 года. Среди несовершеннолетних участников преступлений высока доля учащихся образовательных учреждений и студентов – 44,6% (1/2004 – 40 %). 
    В течение последних двух лет, в том числе и в 2005 году, в области отмечается тенденция к уменьшению количества подростков, совершивших преступления повторно. В сравнении с аналогичным периодом 2004 года в текущем году повторно совершили преступления 104 несовершеннолетних, что меньше на 18,7% или на 24 человека. С 42 до 28 (на 33,3%) снизилось число несовершеннолетних, осужденных условно, которые вновь совершили преступления. 
    На учете в органах внутренних дел по различным основаниям в настоящее время состоят 6586 несовершеннолетних и 2165 неблагополучных семей (1 полугодие 2004 года – 7134 и 1916 соответственно). Сотрудниками органов внутренних дел составлено 3630 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении родителей или заменяющих их лиц, не исполняющих своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. 
    В 1-полугодии 2005 года в суды направлено 482 иска о лишении родительских прав, к настоящему времени удовлетворено 239 исков. 
    Органами внутренних дел выявлено 12207 несовершеннолетних правонарушителей и составлены протоколы об административных правонарушениях, в том числе: по ст.ст. 20.20 и 20.21 КоАП РФ – 1784, по ст. 20.1 КоАП РФ – 1347. В центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних в это период содержалось 468 подростков (1/2004 – 441). 
    В течение 6 месяцев 2005 года зарегистрирован 531 факт самовольных уходов несовершеннолетних, 496 подростков разыскано. 
    Кроме того, прокуратурой области проведено обобщение состояния работы по надзору за исполнением законодательства о защите прав и интересов детей, профилактике преступности несовершеннолетних в 1 полугодии 2005 года. 
    Так, органами прокуратуры области выявлено 1058 нарушений законодательства о несовершеннолетних (этот же период 2004 года – 1001 нарушение). По всем вскрытым фактам нарушений законов в отношении несовершеннолетних приняты меры прокурорского реагирования. В адрес должностных лиц внесено 450 представлений (1/2004 - 412). Представления рассмотрены, и по ним приняты меры по устранению отмеченных недостатков. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 112 человек (1/2004 – 73). В адрес должностных лиц вынесено 101 предостережение о недопустимости нарушений законности (1/2004 – 23). По протестам прокуроров отменено 90 незаконных нормативных актов, ущемляющих права несовершеннолетних (1/2004 – 116). По результатам проведенных проверок исполнения законов о несовершеннолетних к административной ответственности привлечено 116 должностных лиц (1/2004 - 56), возбуждено 11 уголовных дел (1/2004 – 9). В суд направлено 215 исков в защиту прав и интересов несовершеннолетних (1/2004 – 253). 
    Таким образом, деятельность органов прокуратуры свидетельствует о том, что в работе органов государственной власти и местного самоуправления нарушения законности, влекущие ущемление прав и интересов несовершеннолетних, по-прежнему значительны. Рост количества выявленных прокурорами нарушений законов о правах несовершеннолетних отражает неудовлетворительную ситуацию в указанной сфере. 
    Координируя деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних, прокуратура области добивается безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, местного самоуправления, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами прокуратуры выявлены 410 нарушений законов, по протестам прокуроров отменен 51 незаконный правовой акт, внесено 200 представлений об устранении нарушений законов, 49 лиц привлечены по этим представлениям к дисциплинарной ответственности, 31 лицо наказано в административном порядке. 
    Прокурорскими проверками работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних установлено, что должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел не исполняют непосредственные служебные обязанности должным образом, что обусловлено, в первую очередь, их недостаточной профессиональной подготовкой и незначительным стажем работы в органах внутренних дел. В деятельности только подразделений и служб органов внутренних дел прокурорами выявлено 200 нарушений законов о несовершеннолетних, внесено 122 представления об их устранении, 26 должностных лиц ОВД привлечены к дисциплинарной ответственности, по протестам прокуроров отменены 14 незаконных правовых актов. 
    При привлечении к административной ответственности несовершеннолетних и родителей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей, должностными лицами органов внутренних дел допускаются нарушения Кодекса РФ об административных правонарушениях: протоколы об административных правонарушениях не отвечают предъявляемым требованиям, не соблюдаются сроки составления протоколов и направления их для рассмотрения в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлекаются к ответственности лица, не достигшие 16-ти лет, неправильно применяются материальные нормы. 
    В течение ряда лет на низком уровне остается работа органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия, привлечению к административной и уголовной ответственности родителей или лиц, их заменяющих. 
    Индивидуальная профилактическая работа подразделений по делам несовершеннолетних с состоящими на учете подростками ведется крайне неудовлетворительно. В нарушение требований ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и соответствующих ведомственных нормативных актов, отсутствует необходимое взаимодействие как внутри структуры органов внутренних дел, так и с другими учреждениями системы профилактики. 
    Неудовлетворительно осуществляется индивидуальная профилактическая работа в отношении условно осужденных несовершеннолетних, подростков, вернувшихся из спецшколы и освободившихся из воспитательной колонии условно-досрочно либо на основании акта амнистии. Документы профилактического учета не содержат необходимых сведений, характеризующих условия жизни и воспитания подростков, их связей и окружения, склонностей и т.п. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. 
    Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что наиболее распространенными недостатками в работе муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются следующие: не принимаются необходимые меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних, не в полной мере выполняются возложенные на КДНиЗП законом обязанности по социальной реабилитации несовершеннолетних, осужденных условно, освободившихся из воспитательной колонии и вернувшихся из спецшколы. 
    На своих заседаниях комиссии не рассматривают вопросы взаимодействия органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не анализируют уровень и качество их работы, не предлагают и не обсуждают меры к повышению эффективности профилактических мероприятий. 
    В настоящее время работа большинства муниципальных КДНиЗП сведена к рассмотрению протоколов об административных правонарушениях несовершеннолетних и родителей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей. При этом допускаются многочисленные нарушения законодательства об административных правонарушениях. 
    По итогам 1 полугодия 2005 года прокурорами городов и районов области выявлены 123 нарушения в деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внесено 46 представлений об устранении этих нарушений, 8 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, вынесено 2 предостережения о недопустимости нарушений действующего законодательства о несовершеннолетних. В судебном порядке прокурорами опротестовано 47 постановлений о наложении административного наказания, 46 протестов удовлетворено. 
    Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие необходимого уровня образования ответственных секретарей КДНиЗП, заниженные требования к кадровому составу лиц, занимающих эти должности, а также отсутствие возможности получить соответствующую профессиональную подготовку централизовано. Кроме того, сложившийся на практике регламент работы муниципальных КДНиЗП не позволяет в полной мере осуществлять все определенные законом функции, а законодательство, регламентирующее эту деятельность, на уровне субъекта до настоящего времени не принято. 
    Проблемы, возникающие при противодействии росту преступности среди несовершеннолетних, а также нарушениям законности в сфере защиты прав и интересов детей, в настоящее время обострились. Существенно сужен объем ранее провозглашенных на федеральном законодательном уровне прав детей и подростков. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ исключено их право на приоритетную социальную защиту со стороны государства; значительно сокращен объем прав на образование, труд, медико-социальную помощь и реабилитацию, доступ к учреждениям культуры; дети лишены возможности бесплатного пользования отдельными видами социальных и правовых услуг. 
    Отнесение закрепленных ранее за федеральными органами государственной власти полномочий на уровень органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в силу определенных социально-экономических условий и возможностей области и муниципальных образований существенно ущемляет права детей, обуславливает их дискриминацию по признаку места рождения и постоянного проживания. 
    В связи с этим на федеральном уровне необходимо инициировать соответствующее обращение Генеральной прокуратуры РФ на основании п. 6 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ конституционных прав и свобод несовершеннолетних. 
    В существующих условиях в целях повышения эффективности мер по пресечению и предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних на территории области полагаем необходимым: 
    1. Незамедлительное принятие Законодательным Собранием Ростовской области Областного закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» (подготовленный прокуратурой области проект направлен для согласования в ЗС РО ещё в октябре 2002 года). В настоящее время распоряжением Законодательного Собрания области создана рабочая группа в целях обсуждения предложений и поправок к указанному проекту закона. 
    2. Дальнейшее развитие элементов «ювенальной юстиции» в судебной системе области, а именно:

- обеспечение повсеместной специализации судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних, а также гражданских дел, затрагивающих их права и законные интересы;

- непосредственное вовлечение в судопроизводство по делам несовершеннолетних органов и служб профилактики (участие в судебных заседаниях, исполнение судебных решений, в том числе по исполнению требований ст.ст. 90-92 УК РФ, при применении к несовершеннолетнему ст. 73 УК РФ – условного осуждения к лишению свободы и т.п.);

- введение института помощников судей, являющихся связующим звеном между судом и органами и учреждениями государственной системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самим несовершеннолетним правонарушителем и его родителями;

- завершающий этап – создание полностью специализированного (ювенального) суда (по примеру Ювенального суда г. Таганрога), который, помимо осуществления правосудия по делам несовершеннолетних, напрямую обеспечивает и фактически руководит деятельностью социальных служб и органов системы профилактики по выполнению судебных решений, что, как показывает практика, значительно увеличивает эффективность их работы по предупреждению и борьбе с подростковой преступностью и правонарушениями несовершеннолетних. 
    3. Принятие руководителями исполнительной власти области и ГУВД РО первоочередных мер по укреплению материально-технической базы и кадрового состава подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; обеспечению взаимодействия и координации работы всех служб органов внутренних дел по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе - беспризорных, безнадзорных, совершающих правонарушения и преступления, по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. 
    4. Регулярное осуществление органами внутренних дел с привлечением соответствующих служб профилактики специальных (в том числе – оперативных) мероприятий по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми, их сексуальной эксплуатации, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. 
    5. Привести в соответствие с потребностями области количество учреждений профилактики, а именно, - открыть на территории области специальное учебно-воспитательное училище закрытого типа для 15-18-летних несовершеннолетних правонарушителей и учебно-воспитательное (коррекционное) учреждение для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния. 
    6. Разработать на уровне области систему мер, направленных на первоочередное обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы; вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (льготы работодателям, организация соответствующего учета этой категории несовершеннолетних в службе занятости населения, первоочередное замещение ими вакантных рабочих мест и т.п.).

Пресс-служба прокуратуры области по материалам
обобщения,  проведенного отделом по
надзору за исполнением законов о несовершеннолетних

Лариса Фролова (тел.262-49-36)