В прокуратуре области.

24.05.2006
На днях  в прокуратуре Ростовской области прошло заседание коллегии прокуратуры области с участием руководителей прокуратуры области, городских, районных, транспортных и специализированных прокуроров. Предлагаем Вашему вниманию наиболее значимые тезисы выступлений прошедшей коллегии.

О состоянии работы по подбору, расстановке, воспитанию прокурорско-следственных кадров и дисциплинарной практике в органах прокуратуры области.

Коллегией отмечено, что работа с кадрами подчинена задачам воспитания и обучения профессионально подготовленных, обладающих необходимыми моральными качествами прокуроров и следователей.

Принимаются конкретные меры по укомплектованию штатной численности, выравниванию нагрузки следователей и прокуроров, улучшению деятельности следственного аппарата, повышению эффективности прокурорского надзора. С учетом выводов научно-консультативного совета при прокуратуре области, разработаны обоснованные критерии нагрузки на оперативных работников.

Придавая большое значение подготовке будущего резерва кадров, прокуратура постоянно поддерживает деловые взаимоотношения с высшими учебными заведениями. Заключены договора о целевой подготовке студентов с 6 ВУЗами. Обучение в них осуществляется на безвозмездной основе, а прокуратура области обеспечивает прохождение практики студентов.

С целью более детального изучения кандидатов для приема на работу, в том числе их личных, деловых и психологических качеств, мировоззрения, жизненной позиции, а также профессиональных навыков, прокурором области 27.07.04 издан приказ №495-к, которым утверждена Инструкция по подбору и использованию общественных помощников в прокуратуре области. Кроме того, приказом прокурора области №607-к от 30.09.03 утверждена программа по компьютерному тестированию, согласно которой предусмотрено прохождение компьютерного тестирования лицами, принимаемыми на работу в органы прокуратуры, а также работниками прокуратуры, проходящими аттестацию.

Для повышения профессионального мастерства работников используется единая система подготовки и повышения квалификации кадров. Она включает: обучение по индивидуальным планам самостоятельной подготовки; участие в работе постоянно действующих семинаров, научно-практических конференциях; стажирование в подразделениях аппарата прокуратуры, в кабинете криминалистики и в базовых прокуратурах; направление индивидуальных заданий; учебу в институтах повышения квалификации Генеральной прокуратуры РФ.

Уделяется необходимое внимание формированию резерва кадров на выдвижение, который является достаточным и специализированным. Эта работа ежегодно заслушивается на коллегии прокуратуры области, только в 2005 г. данный вопрос заслушивался трижды.

Должное внимание уделяется дисциплинарной практике. При решении вопросов о поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия обеспечивается строго дифференцированный подход.

Коллегией отмечено об увеличении количества работников, привлеченных к дисциплинарной ответственности с 62 человек в 2004 г. до 89 в 2005 г. Из них 3 человека наказано за нарушение трудовой дисциплины и совершение прогулов, 13 человек - за совершение порочащего проступка, в том числе уволено - 5. В связи с привлечением к уголовной ответственности за получение взятки уволены прокурор г.Гуково Прядущенко А.Н. и помощник прокурора Багрянцев А.Н.

Коллегией обращено внимание всех городских, районных, транспортных и специализированных прокуроров, аппарата прокуратуры области на принятие неотложных мер по совершенствованию работы с кадрами, на необходимость изучении деловых и личных качеств работников, их способности правильно решать стоящие перед органами прокуратуры задачи, постоянно совершенствовать систему повышения квалификации сотрудников, активно внедрять новые формы обучения, приближая учебу к практической деятельности, формировать действенный резерв кадров на выдвижение из числа наиболее подготовленных работников, обладающих навыками руководства, умением организовать и направлять работу коллектива. Строго следить за соблюдением трудовой дисциплины, требовать от каждого работника ответственного отношения к выполнению служебных обязанностей. Прокурорам поручено активнее использовать меры поощрения и дисциплинарного воздействия, с учетом конкретного вклада сотрудников.

О результатах  обобщения прокурорско-следственной практики разрешения материалов, расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками милиции, УФСКН (управление федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков) и таможенных органов.

Коллегией отмечено, что в 2005 году в производстве следователей прокуратуры находилось 187 уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками милиции УФСКН и таможенных органов, что на 76,2% превышает аналогичный показатель 2004 года (106). Из них окончено производством 137 уголовных дел (в 2004 году 81). В суды направлено 125 уголовных дел или 91,2% от числа оконченных (в 2004 году – 70 или 86,4%).

Анализ статистических показателей результатов расследования уголовных дел указанной категории свидетельствует о стабильно высоких показателях качества их расследования следователями транспортных прокуратур, которыми в 2005 году из  оконченных 25  уголовных дел,  25 - направлены  в суд, ни одно дело не приостановлено и не прекращено.

Вместе с тем, транспортными прокуратурами практически не выявляются преступления, связанные с укрытием сотрудниками транспортной милиции и таможенных органов сообщений о преступлениях. За 2004 и 2005 годы выявлено только одно преступление указанной категории, в то время как территориальными прокуратурами в 2004 году возбуждено 18 уголовных дел об укрытии преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а в 2005 году – 49.

В связи с высоким уровнем латентной коррупции в органах внутренних дел, таможенных органах и УФСКН и крайне малым числом выявленных преступлений, совершенных сотрудниками указанных органов прокурорам необходимо особое внимание уделять организации выявления, преступлений коррупционной направленности: взяточничеству, мошенничеству и корыстным злоупотреблениям, совершенным сотрудниками правоохранительных органов,

В 2005 году в области выявлено всего 19 преступлений данной категории, что составило лишь 5,0% от общего числа выявленных фактов взяточничества (336), (в 2004 году – 14 или 5,2% от общего числа зарегистрированных фактов взяточничества -271), что свидетельствует о явной недостаточности усилий прокуроров и органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия по выявлению преступлений коррупционной направленности в органах внутренних дел, таможенных органах и УФСКН.

Также отмечено, что в области отсутствует практика возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников ПВС по результатам проведения оперативно - розыскных мероприятий, направленных на выявление преступной деятельности указанных должностных лиц при незаконном документировании паспортами РФ граждан за взятки, что совершенно не соответствует криминогенной ситуации, сложившейся в данной сфере.

Вышеизложенное требует, как отмечено коллегией, принятия незамедлительных мер по устранению нарушений и недостатков в работе прокуроров.

О соблюдении бюджетного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления.

Коллегией отмечено, что, несмотря на определенные улучшения состояния законности в бюджетной сфере, в ходе осуществления надзорной деятельности органами прокуратуры совместно с органами государственного финансового контроля практически во всех муниципальных образованиях выявлены нарушения требований Бюджетного кодекса РФ.

На стадии принятия бюджетов нарушения выявлены в 18 муниципальных образованиях.

Органами, отвечающими за исполнение бюджета по доходам, при формировании доходной части бюджетов принимаются не все необходимые меры, в том числе и гражданско-правовые, для обеспечения поступления в бюджет всех начисленных налогов и сборов.

Так, прокурорами городов и районов в интересах областного и местных бюджетов в 2005 году направлено в суды 2183 исковых заявления о взыскании с физических лиц задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество (в 2004 г. – 444).

В 5 муниципальных образованиях органы местного самоуправления не принимают полных и достаточных мер к взысканию задолженности по арендной плате за муниципальное имущество и за землю, в результате чего начисленные арендные платежи поступают в бюджет не в полном объеме.

При исполнении бюджетов по расходам выявлены многочисленные нарушения требований ст.ст.71-73 Бюджетного Кодекса РФ, устанавливающих порядок и условия расходования бюджетных средств на закупку товаров для государственных и муниципальных нужд. Нарушения выявлены в 25 муниципальных образованиях, т.е. практически в половине всех муниципальных образований области.

В 12 муниципальных образованиях выявлены факты несвоевременного возврата муниципальных бюджетных кредитов, неуплаты процентов за пользование кредитом. Прокурорами районов по данным фактам возбуждено 8 дел об административных правонарушениях согласно Областному закону «Об административных правонарушениях», внесено 10 представлений об устранении выявленных нарушений, объявлено 2 предостережения.

Эффективность деятельности органов муниципального финансового контроля недостаточна. Ими не до конца используются предоставленные законодательством полномочия по выявлению и пресечению правонарушений в бюджетной сфере. Охват проверками получателей бюджетных средств не превышает 25-30%.

Коллегией отмечено, что прокурорами городов и районов не проверяется полнота и законность мер, принимаемых органами финансового контроля по фактам выявленных нарушений, а по фактам бездействия с их стороны не принимаются меры прокурорского реагирования.

Существующее положение дел в бюджетной сфере свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы всех правоохранительных и контролирующих органов на местах, максимального использования имеющихся правовых средств в целях кардинального изменения ситуации в сфере бюджетных правоотношений.

Пресс служба прокуратуры области.