Результаты рассмотрения поступивших обращений за 2011 год

Работа с обращениями является одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры, поскольку поступающая от населения информация о нарушениях закона отражает наиболее острые социальные проблемы, позволяет правильно определять приоритетные направления прокурорского надзора и должна быть использована в целях качественного планирования прокурорской деятельности.

Сохраняется тенденция ежегодного роста количества поступающих в прокуратуру области письменных обращений. Так, в 2011 году в органы прокуратуры области поступило 104590 письменных обращений, что на 1120, или 1 % больше по сравнению с 2010 годом (103470).

Рассмотрено в органах прокуратуры в 2011 году 83048 обращений, что на 2323, или 2,9 % больше чем в 2010 году (80725).

Разрешено непосредственно в органах прокуратуры области в 2011 году 63816 обращений, что на 2413, или 3,6 % меньше по сравнению с 2010 годом (66229).

Из поступивших в прокуратуру области направлено на разрешение в другие ведомства 18741 обращение, что на 4694, обращений, или 33,4 % больше, чем в прошлом году (в 2010 году – 14047).

Таким образом, в 2011 году в другие ведомства направлено 22,5 % от общего количества рассмотренных обращений (АППГ – 17,4 %).

В отчетном периоде увеличился удельный вес удовлетворенных (признанных обоснованными) обращений. Удовлетворенными признано 11099 об-ращений, или 17,3 % от числа разрешенных. Показатели за аналогичный период прошлого года составили – 11129 и 16,8 % соответственно.

Данный показатель свидетельствует о тщательном изучении доводов заявителей и незамедлительном принятии мер, направленных на пресечение и устранение нарушений законодательства.

По итогам разрешения жалоб и заявлений прокурорами городов и районов, структурными подразделениями аппарата прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 2639 представлений (в 2010 году - 3152), принесен 301 протест (2010 год -399), направлен 4851 иск (заявление) в суд (в 2010 году - 5117), 137 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения действующего законодательства (в 2010 году - 258).

В 2011 году продолжается наметившаяся ранее тенденция роста числа обращений депутатов различных уровней. В органах прокуратуры области разрешено 710 обращений депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и 523 – депутатов Законодательного Собрания и представительных (законодательных) органов местного самоуправления (в 2010 году этот показатель составлял соответственно 703 и 481 обращение).

Как правило, депутатские запросы были обусловлены поступившими к ним обращениями граждан. Удовлетворено 134 обращения депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или 18,9 % (в 2010 году – 142, или 20,2 %) и 115 обращений депутатов Законодательного Собрания Ростовской области и представительных органов местного самоуправления или 22 % (в 2010 году – 124, или 25,8 %).

Прокуратурой области постоянно ведется работа по выявлению фактов волокиты при рассмотрении жалоб, неполноты проверок, принимаются меры дисциплинарного воздействия к лицам, допустившим нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений.

По характеру разрешенных обращений, как и прежде, наибольшее количество (31302) касалось вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Вместе с тем число обращений указанной категории уменьшилось на 3766, или 10,7 % (в 2010 году – 35068). Показатель обоснованных жалоб данной категории увеличился на 1,4 % (2011 год – 23,9 %, 2010 год – 22,5 %). Таким образом, практически каждое четвертое обращение было удовлетворено.

Разрешенные обращения по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов по характеру распределяются следующим образом.

По вопросам соблюдения трудового законодательства – 6392, из них удовлетворено - 3932, или 61,5 % (АППГ-8021, удовлетворено - 4264, или 53,2 %), по вопросам соблюдения жилищного законодательства – 4441, из них удовлетворено - 847, или 19 % (АППГ- 5323, удовлетворено - 1038, или 19,5 %), по пенсионным вопросам – 555, из них удовлетворено - 73, или 13,2 % (АППГ – 608, из них удовлетворено - 52, или 8,6 %), по вопросам земельного законодательства – 933, из них удовлетворено - 178, или 19 % (АППГ- 983, из них удовлетворено - 140, или 14,2 %), по вопросам приватизации – 33, из них удовлетворено – 2, или 6 % (АППГ – 77, из них удовлетворено – 7, или 9,1 %), по вопросам охраны природы – 285, из них удовлетворено – 102, или 35,8 % (АППГ – 348, из них удовлетворено – 102, или 29,3 %), на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления – 121, из них удовлетворено - 24, или 19,8 % (АППГ – 159, из них удовлетворено – 42, или 26,4 %), на действия органов, применяющих меры административного принуждения – 540, из них удовлетворено – 99, или 18,3 % (АППГ – 1380, из них удовлетворено – 134, или 9,7 %), на нарушения прав акционеров, вкладчиков – 52, из них удовлетворено - 8, или 15,3 % (АППГ – 142, из них удовлетво-рено – 10, или 7 %), по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений – 133, из них удовлетворено – 9, или 6,8 %, (АППГ – 98, из них удовлетворено – 5, или 5,1 %), по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних – 898, из них удовлетворено – 250, или 28 % (АППГ – 890, из них удовлетворено – 222, или 25 %), о соблюдении законов об исполнительном производстве – 1990, из них удовлетворено – 221, или 11,1 % (АППГ – 1928, из них удовлетворено – 171, или 8,9 %), на нарушения законов о наркотических средствах – 9, из них удовлетворено – 2, или 22 % (АППГ – 8, из них удовлетворено - 0), на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции – 111, из них удовлетворено – 17, или 15,3 % (АППГ – 62, из них удовлетворено – 14, или 22,6 %), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 63, из них удовлетворено – 20, или 31,7 % (АППГ – 121, из них удовлетворено – 23, или 19 %), на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов – 97, из них удовлетворено – 53, или 54,6 % (АППГ – 92, из них удовлетворено – 64, или 69,6 %).

В качестве положительного примера следует отметить снижение количества разрешенных в органах прокуратуры области обращений на действия органов, применяющих меры административного принуждения на - 840, или 60 %, нарушения прав акционеров, вкладчиков - на 90, или 63 %, по вопросам приватизации - на 44, или 57,1 %, на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - на 58, или 48%, на правовые акты органов местного самоуправления - на 38, или 23,9 %, на нарушения жилищного законодательства - на 882, или 16,6 %, на нарушения трудового законодательства - на 1629, или 20,3 %.

Уменьшение количества указанных обращений свидетельствует об активизации работы по выявлению и предотвращению нарушений законных прав и интересов граждан в данных сферах правоотношений. Работа органов прокуратуры области по выявлению и пресечению нарушений прав и законных интересов граждан носит упреждающий характер.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдается снижение числа разрешенных обращений на нарушения трудовых прав граждан на 1629, или 20,3 %.

Однако проблема нарушений трудовых прав жителей области и, в первую очередь, прав на оплату труда не решена, поскольку число таких обращений по-прежнему высоко. По вопросам соблюдения трудового законодательства поступило 6392 обращения, из них удовлетворено 3932, или 61,5 % (2010 год - 8021, удовлетворено - 4294, или 53,2 %).

В 2011 году в органах прокуратуры области разрешено 11483 обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении, из них удовлетворено – 2384, или 20,8 % (в 2010 году – 11146, из них удовлетворено - 2004, или 18 %).

Из указанного количества – 8612 на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, из них удовлетворено - 2051, или 23,8 % (2010 год – 8265, удовлетворено - 1736, или 21 %); 2871 – на действия (бездействие) и решения следователя, из них удовлетворено - 333, или 11,6 % (2010 год – 2881, удовлетворено - 268, или 21,0 %).

Кроме этого, в 2011 году наблюдается увеличение общего числа разрешенных жалоб по вопросам надзора за следствием и дознанием на 719, или 6 % (в 2011 году – 12762, в 2010 году – 12043).

За анализируемый период на 1,3 % уменьшилось количество обращений на решения и действия следователей, руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (ранее Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) с 2090 в 2010 году до 2063 в 2011 году. При этом незначительно увеличился удельный вес удовлетворенных обращений указанной категории - на 1,4 % (в 2011 году – 115, или 5,6 % , в 2010 году – 87, или 4,2 %).

В отчетный период на 215 или 4,2 % уменьшилось количество разрешенных обращений по вопросам законности и обоснованности судебных поста-новлений по уголовным делам (2011 год - 4937, 2010 год – 5152).

Из разрешенных по существу обращений признано обоснованными и удовлетворено 1,9 % (95 жалоб), за 2010 год было удовлетворено 1,9 % (99 жалоб).

Возросло количество обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам на 101, или 7,5 % (в 2011 году - 1451, в 2010 году – 1350).

Обоснованными признано 6 жалоб, или 0,4 %, в 2010 году - 16, или 1,2 %.

В истекшем периоде увеличилось количество обращений по вопросам законности и обоснованности постановлений по арбитражным делам.

Так, в 2011 году рассмотрено 101 обращение указанной категории, что на 114,9 % больше, чем в 2010 году (2010 год – 47). Из разрешенных заявлений удовлетворенных не было, в 2010 году – 2.

По сравнению с 2010 годом количество разрешенных обращений граждан по вопросам реабилитации снизилось на 22,8 %, и составило в анализируемом периоде 98 (2010 год - 127), при этом удельный вес удовлетворенных увеличился на 8,3 % (в 2011 году удовлетворено - 39, в 2010 году - 40).

Количество обращений по вопросам надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний возросло с 1064 до 1424, то есть на 33,8 %. Из них признаны обоснованными – 96 обращений, или 6,7 %, в 2010 году – 48 обращений, или 4,5 %.

Вместе с тем отмечается уменьшение количества обращений на условия содержания в ИВС - на 15,8 % (в 2011 году - 123, в 2010 году - 146), также уменьшился удельный вес удовлетворенных обращений - на 13,7 % (в 2011 году – 5, или 4,1 %, в 2010 году - 26, или 17,8 %), что связано с усилением прокурорского надзора в указанной сфере, более полным и неформальным разрешением обращений.

Приём посетителей осуществлялся в соответствии с организационно-распорядительными документами прокурора области в рабочие, праздничные и выходные дни. Прокурором области издан приказ от 08.06.2011 № 90 «О дополнительных мерах по осуществлению приема граждан сотрудниками прокуратуры Ростовской области», которым установлен порядок приема граждан начальниками структурных подразделений аппарата прокуратуры Ростовской области, старшими помощниками прокурора Ростовской области в городах и районах области, а также порядок приема граждан горрайпрокурорами и подчиненными им сотрудниками в сельских поселениях, населенных пунктах, встреч с воспитанниками образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей.

В результате в 2011 году возросло число граждан, принятых на личном приеме, на 6263, или 27 % (в 2011 году – 29489, 2010 году – 23226), в том числе на личном приеме прокуроров и их заместителей органов прокуратуры области принято 9117 человек (2010 год - 9878), в том числе, лично прокурором области и его заместителями – 170 граждан (2010 год - 172).

Начальник отдела по рассмотрению
обращений, приему граждан
и оперативному дежурству
прокуратуры Ростовской области
младший советник юстиции
Т.П. Телеганова