Результаты рассмотрения поступивших обращений за 2013 год

Работа с обращениями является одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры, поскольку поступающая от населения информация о нарушениях закона отражает наиболее острые социальные проблемы, позволяет правильно определять приоритетные направления прокурорского надзора и должна быть использована в целях качественного планирования прокурорской деятельности.

Сохраняется тенденция ежегодного роста количества поступающих в прокуратуру области письменных обращений. Так, в 2013 году в органы прокуратуры области поступило 114325 письменных обращений, что на 5663, или 5,2% больше по сравнению с 2012 годом (108662).

Из поступивших в органы прокуратуры области направлено на разрешение в другие ведомства 20071 обращений, что на 269 обращения, или 1,4% больше, чем в 2012 году (19802).

Разрешено непосредственно в органах прокуратуры области в 2013 году 69288 обращений, что на 2398, или 3,6% больше по сравнению с 2012 годом (66890).

В отчетном периоде незначительно снизилось число и удельный вес удовлетворенных обращений. Удовлетворенными признано 14156 обращений, или 20,4%. Показатели за аналогичный период прошлого года составили – 14213 и 21,2%, соответственно.

Данный показатель практически остался на прежнем уровне и свидетельствует о тщательном изучении доводов заявителей и незамедлительном принятии мер, направленных на пресечение и устранение нарушений законодательства.

По итогам разрешения жалоб и заявлений прокурорами городов и районов, структурными подразделениями аппарата прокуратуры области приняты меры прокурорского реагирования: внесено 3076 представлений (в 2012 году - 2634), принесен 231 протест (2012 год - 238), направлено 8685 исков (заявлений) в суд (в 2012 году - 11107), 136 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушения действующего законодательства (в 2012 году - 136).

Прокуратурой области постоянно ведется работа по выявлению фактов волокиты при рассмотрении жалоб, неполноты проверок, принимаются меры воздействия к лицам, допустившим нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений.

По характеру разрешенных обращений, как и прежде, наибольшее количество (36980) касалось вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Число обращений указанной категории увеличилось на 2075, или 5,9% (в 2012 году – 34905). Показатель обоснованных жалоб данной категории снизился на 0,5% (2013 год – 31,3%, 2012 год – 31,8%).

Разрешенные обращения по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов по характеру распределяются следующим образом.

По вопросам соблюдения трудового законодательства - 9050, из них удовлетворено - 6182, или 68,3% (2012 год - 8648, удовлетворено - 6232, или 72,1%), на нарушения законодательства о занятости населения – 37, из них удовлетворено – 11, или 29,7% (2012 года – 60, удовлетворено – 9, или 15%), по вопросам соблюдения жилищного законодательства - 5279, из них удовлетворено - 1497, или 28,4% (2012 год - 4841, удовлетворено - 1183, или 24,4%), по пенсионным вопросам – 523, из них удовлетворено – 60, или 11,5% (2012 год – 526, удовлетворено – 72, или 13,7%), по вопросам земельного законодательства - 1145, из них удовлетворено - 243, или 21,2% (2012 год – 1038, удовлетворено - 152, или 14,6%), по вопросам приватизации – 30, из них удовлетворено - 7, или 23,3%, (2012 год – 52, удовлетворено - 8, или 15,4%), по вопросам охраны природы – 379, из них удовлетворено - 196, или 51,7% (2012 год - 332, из них удовлетворено - 136, или 41%), на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления – 117, из них удовлетворено - 20, или 17,1% (2012 год – 135, удовлетворено - 27, или 20%), на действия органов, применяющих меры административного принуждения – 461, из них удовлетворено – 77, или 16,7% (2012 год – 466, удовлетворено – 80, или 17,2%), на нарушения прав акционеров, вкладчиков – 32, из них удовлетворено – 2 (2012 год – 52, удовлетворено – 4, или 7,7%), на нарушения таможенного законодательства – 0 (2012 год – 2, удовлетворено -0), по вопросам федеральной безопасности межнациональных отношений – 32, из них удовлетворено – 4, или 12,5% (2012 год – 53, удовлетворено – 3, или 5,7%), по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних – 1098, из них удовлетворено – 436, или 39,7% (2012 год –1148, удовлетворено –452, или 39,4%), о соблюдении законов об исполнительном производстве – 1761, из них удовлетворено – 231, или 13,1% (2012 год – 1695, удовлетворено – 250, или 14,7%), на нарушения законов о наркотических средствах – 4, удовлетворено – 1, или 25% (2012 год – 3, удовлетворено - 0), на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции – 70, из них удовлетворено – 9, или 12,9% (2012 год – 106, удовлетворено – 5, или 4,7%), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 147, из них удовлетворено – 29, или 19,7% (2012 год – 109, удовлетворено – 29, или 19,7%), на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов – 34, из них удовлетворено – 29, или 85,3% (2012 год – 41, удовлетворено – 11, или 26,8%).

В качестве положительного примера следует отметить снижение количества разрешенных в органах прокуратуры области обращений на нарушения законодательства о занятости населения на 23, или 38,3%, по пенсионным вопросам – на 3, или 0,6%, по вопросам приватизации – на 22, или 42,3%, на правовые акты представительных и исполнительных органов власти местного самоуправления на 18, или 13,3%, на действия органов, применяющих меры административного принуждения на 5, или 1,1%, на нарушения прав акционеров, вкладчиков на 20, или 38,5%, по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений - на 21, или 39,6%, по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних - на 50, или 4,4%, на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции на 36, или 34%, на нарушения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов - на 7, или 17,1% .

Уменьшение количества указанных обращений свидетельствует об активизации работы по выявлению и предотвращению нарушений законных прав и интересов граждан в данных сферах правоотношений.

В 2013 года по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение числа разрешенных обращений на нарушения трудовых прав граждан на 402, или 4,6%.

Данная ситуации обусловлена, в том числе, и сложившейся в стране экономической ситуацией, которая отрицательно повлияла на работу многих предприятий области.

Несмотря на принимаемые органами прокуратуры меры проблема нарушений трудовых прав жителей области и, в первую очередь, прав на оплату труда не решена, поскольку число таких обращений, по-прежнему, высоко. По вопросам соблюдения трудового законодательства поступило 9050 обращений, из них удовлетворено - 6182, или 68,3% (2012 год - 8648, удовлетворено - 6232, или 72,1%).

Кроме того, в 2013 году в органах прокуратуры области разрешено 12255 обращений на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении, что на 860, или 7,5% больше, чем в 2012 году, из них удовлетворено – 1740, или 14,2% (в 2012 году – 11395, из них удовлетворено – 2047, или 18%).

Из указанного количества – 8971 на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, из них удовлетворено - 1500, или 16,7% (2012 год – 8699, удовлетворено - 1734, или 19,9%); 3284 – на действия (бездействие) и решения следователя, из них удовлетворено - 240, или 7,3% (2012 год – 2696, удовлетворено - 313, или 11,6%).

Кроме этого, в 2013 году наблюдается снижение общего числа разрешенных жалоб по вопросам надзора за следствием и дознанием на 218, или 1,6% (в 2013 году – 13262, из них удовлетворено – 713, или 5,4%, в 2012 году – 13480, удовлетворено – 911, или 6,8%).

В отчетный период на 312, или 7,4% уменьшилось количество разрешенных обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам (2013 год – 3922, 2012 год – 4234).

Из разрешенных по существу обращений признано обоснованными и удовлетворено 1,8% (71 жалоба), в 2012 году было удовлетворено 1,9% (81 жалоба). Уменьшение количества разрешенных и удовлетворенных обращений указанной категории свидетельствует о повышении качества работы гособвинителей.

Снизилось количество обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам на 38, или 2,7% (в 2013 году - 1379, в 2012 году – 1417). В большинстве случаев это обусловлено тем, что заявители обжалуют решения по делам, в которых, в соответствии с ГПК РФ, прокурор не принимает участия. В связи с чем заявителям разъяснялся порядок обжалования постановлений суда самостоятельно.

Обоснованными признано 6 жалоб, или 0,4%, в 2012 году - 5, или 0,4%.

В истекшем периоде увеличилось количество обращений по вопросам законности и обоснованности постановлений по арбитражным делам.

Так, в 2013 году рассмотрено 44 обращения указанной категории, что на 17, или 63% больше, чем в 2012 году (в 2012 году – 27). Из разрешенных заявлений удовлетворено - 1, (в 2012 году – 1).

В 2013 году снизилось по сравнению с 2012 годом количество обращений по вопросам реабилитации на 27, или 27,6%, при этом удельный вес удовлетворенных обращений увеличился на 6,2% (в 2013 году удовлетворено – 16, или 22,5%, в 2012 году – 16, или 16,3%).

В анализируемом периоде увеличилось количество обращений по вопросам надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний с 1144 до 1247, то есть на 103, или 9%. Из них признаны обоснованными – 15 обращений, или 1,2%, в 2012 году – 19, или 1,7%.

Вместе с тем отмечается снижение количества обращений на условия содержания в ИВС - на 31, или 30,7% (в 2013 году - 70, в 2012 году - 101). Также снизилось число и удельный вес удовлетворенных обращений на 12,1% (в 2013 году – 4, или 5,7%, в 2012 году - 18, или 17,8%), что связано с усилением прокурорского надзора в указанной сфере.

Приём посетителей осуществлялся в соответствии с организационно-распорядительными документами прокурора области в рабочие, праздничные и выходные дни.

При осуществлении приема сотрудниками прокуратуры гражданам разъясняется действующее законодательство, даются консультации по интересующим вопросам.

Всего в 2013 году было принято 25630 граждан, что на 1835, или 7,7% больше, чем в 2012 году (2012 год - 23795), в том числе на личном приеме прокуроров и из заместителей принято 8203 человека, что на 352, или 4,5% больше, чем в 2012 году (2012 год - 7851), в том числе, лично прокурором области и его заместителями – 238 граждан (2012 год - 173).