Особенности переселения собственников из аварийных многоквартирных домов

12.03.2015

Переселение из аварийного жилья собственников на сегодняшний день является одной из приоритетных задач в жилищной политике государства.

Важно отличать понятия «ветхое жильё» и «аварийное жильё». Различие состоит в том, что в ветхом жилье, несмотря на имеющийся износ, возможно проживание, а вот в аварийном существует реальная угроза обрушения конструкций.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в аварийном доме обеспечиваются в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации для случаев изъятия земельного участка  для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Неисполнение данного требования влечет изъятие земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, изъятие каждого жилого помещения в этом доме путем выкупа.

Решение органа местного самоуправления об изъятии помещения подлежит государственной регистрации. При этом не применяется положение п. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника (за один год) об изъятии принадлежащего ему жилого помещения.

 Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Закон определяет, что выкупная цена включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая те, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья (если соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилья), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

С момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), и не относящиеся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению, в выкупную стоимость не включаются.

Следует иметь в виду, что в силу императивного требования ст. 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при изъятии помещения для муниципальных нужд его рыночная стоимость определяется независимым оценщиком.

Как правило, цена изымаемого жилого помещения (даже рыночная) не может покрыть расходов на приобретение лицом нового жилого помещения и зачастую собственники не соглашаются с выкупной стоимостью.   

Орган местного самоуправления не вправе понуждать собственника к заключению соглашения о выкупе. В подобных случаях возможно только одно основанное на законе действие - предъявление в суд иска о выкупе жилого помещения. Дальнейшее решение данного вопроса относится к исключительной компетенции суда.

Другое жилое помещение взамен изымаемого собственнику предоставляется только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Постановлением Правительства Ростовской области от 18.04.2013 № 196 утверждена Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013-2017 годах», в рамках которой собственнику, признанному нуждающимся в жилом помещении, может быть также предоставлено жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления.